Журнал Юный техник с 1956 до 1990 года.
На рубеже 80-х и 90-х годов мой друг Олег выписывал журнал "Юный техник", что было не удивительно для того времени, из этого издания он черпал всеразличные полезности типа всяких микросхем и пособий по сборке самых разных изделий, от телевизоров до наверное вертолётов. Сегодня уже наверное не осталось свидетельств про собранный Олегом вертолёт))), разве что он сам может расскажет, если скромность позволит, но телевизор он таки как-то собрал и мы даже его вроде как то смотрели (точно не помню, увидели ли что-то в итоге, но сей самопальный телек включался, сигнал шёл, что-то внутри гудело и гипотетически должна была быть какая-то картинка🤦🏻♂️, звук был, точно помню)......Но этот пост, как следует из заголовка, будет совсем не про телевизор, а про последствия одной статьи в "Юном технике", в которой Олег как-то вычитал, что своими руками можно смастерить.... настоящую электрогитару🎸. Ну, мы то рок-музыку слушали аж с 6 класса (группы "Чёрный кофе", "Ария", "Мастер", "Тяжёлый день", Metallica, Accept, Manowar были очень любимы в нашем дворе), но электрогитар ни у кого не было, а так хотелось издавать громкие звуки. В общем данный недочёт однажды Олег и восполнил.......Однажды я к нему зашёл в гости и то, что я увидел на диване, буквально сорвало мне крышу: там лежала свежевыкрашенная почему-то в светлозелёный цвет электрогитара, явно самодельная, но вполне себе реальная, с настоящим звукоснимателем (они в то время свободно продавались в магазинах 'Мелодия' по 4 рубля), с железными струнами (Олег тогда со значением добавил, что лучше говорить: "с ферромагнитными струнами"☝️) и с блестящими колками. Для полноты экстаза не хватало только какой-нибудь примочки а-ля дисторшн, но для человека, сделавшего своими руками целую электрогитару, а до этого телевизор, сварганить какой-то там дисторшн это, надо думать, вообще ни разу не могло быть проблемой. Забегая немного вперёд, отмечу, что через какое-то время дисторшн был благополучно Олегом спаян и запечатан в самодельный корпус (конечно же не обошлось без соответствующих схем и инструкций из того же "Юного техника"), но в тот день все мои помыслы были про то, что мне тоже нужна электрогитара, лучше наверное басуха, потому что у Олега уже был зелёный шестиструнный монстр и для полноты комплектации рок-группы не хватало только бас-гитары🎸, желательно цвета, отличного от зелёного. Итак, что же я знал тогда про басухи?:
1) количество струн - 4 (мощнейшее классическое знание);
2) гриф - длиннее, чем в шестиструнке (наблюдательность это всегда замечательно);
3) струны - ферромагнитные (спасибо Олегу за терминологию🤣).
4) звукосниматели продаются в магазине 'Мелодия'. Струны тоже там. И медиаторы......
5) лучший материал для гитары - берёза (согласно данным из журнала).
- Где у нас тут можно срубить берёзу? - спросил я.
- Идём! - ответил Олег и мы вышли из подъезда....
Минут через 15 мы были рядом со строительной площадкой, обнесённой забором из деревянных досок.
- Берёза? - спросил я, показывая на забор.
- Стопудово! - Олег выломал из забора одну доску, я выломал вторую.
- Валим отсюда!...
...На следующий день я взял у бати ключи от гаража и припёр туда обе свежедобытые на стройке доски, чтобы выпилить из них необходимую форму деки (все металлисты тогда тихо пёрлись от стандарта "Flying V", называемого в простонародье "Стрелкой", и я разумеется не был исключением). Через пару часов колдовства на отцовском верстаке с ножовкой, дека в форме стрелы была готова🤘. Чуть погодя там же я выпилил гриф, но без его головной части. Эта проблема была в один из вечеров озвучена моим друзьям, один из которых, по имени Димон спросил меня тогда:
- А если взять гриф от старой гитары, его же можно будет присобачить к твоей Стрелке?
- Да, вполне! - ответил я.
- Ну, тогда погоди немного.
Димон пошёл к себе домой и вернулся минут через 10 с абсолютно новой аккустической гитарой. Смутное предчувствие неизбежного мелькнуло у меня в голове:
- Дим, может не надо?
Но последних слов Димон уже не слышал, он что было сил шандарахнул гитару об асфальт....все остолбенели, а Димон, широко улыбаясь, протянул мне гриф от расхреначенной гитары:
- Пользуйся! Я всё равно на гитаре не играю, а тебе нужнее....
В общем вот так вот и появился этот продукт деревянного зодчества с декой формы Flying V и грифом от простой гитары (сей гриф, надо сказать, был мной потом несколько удлиннён, ибо, как отмечалось выше, я же знал, что гриф у басухи должен быть длинным☝️). В журнале "Юный техник" даже приводилась специальная формула для расчёта расстояний между ладами грифа в зависимости от длины мензуры (наука, блин, не хухры-мухры). Что ещё? Олег намутил мне темброблок, я купил за 4 рубля басовый звукосниматель, мы покрасили басуху в ярко-жёлтый цвет🤦🏻♂️, установили лады, струны и наша первая рок-группа была оснащена двумя убойными берёзовыми электрогитарами, которые ко всему прочему, давали вполне сносный звук, их можно было настроить (всё по науке, кисть и паяльник всегда были под рукой)))). Это уже потом у меня появились промышленные образцы бас-гитар (IRIS bass и другие), но в далеком 1990 году моя жёлтая басуха была не только идеальным приспособлением для чистки снега, но и вполне годным звукоизвлекающим монстром с четырьмя настоящими ферромагнитными струнами и грифом от обычной аккустической гитары, удлинённым сантиметров на 20 и намертво приклеенным к берёзовой стрелкообразной деке. Мощнейшая штуковина вышла, до сих пор живёт во мне гордость и радость от содеянного🤣.
#очумелыеручки, #басухостроениевссср, #ферромагнитныеструны
Спрашивают в интервью у Высоцкого:
-- Как вы считаете, почему радиохулиганы зачастую ставят в эфир именно вашу музыку?
-- Ну почему сразу радиохулиганы? Я предпочитаю называть их радиолюбителями.
"Эх, молодость - членом туда, членом сюда" (с)
Вспоминаю, как радиохулиганил в своё время - приходишь из школы, ждёшь перерыва на радиоточке (вроде с 14 до 15 часов), выдергиваешь вилку из розетки, туда провода от динамика радиолы/магнитофона, и начинаешь песни крутить, периодически комментируя через замотанный в тряпку микрофон (чтобы голос изменить - хулиганство всё же, хоть и радио-). У каждого был свой позывной. Звук получался тихим, но я додумался подключить динамик магнитофона не напрямую в радиорозетку, а к динамику радиоприёмника, и в дело вступал его трансформатор, усиливая громкость. Этот секрет не раскрывал никому и был самым громким радиохулиганом.
А ещё были радиохулиганы в диапазоне СВ. Те были вообще легендой (собирали серьёзные радиопередатчики) , но за ними якобы охотились спецслужбы - ходили слухи, что кого-то поймали и конфисковали всю аппаратуру.
Для меня, школьника, радиоаппаратура всегда была непонятным ящиком. Как из груды железяк и стекляшек получается звук или изображение никак не понять. Взрослых, кто мог бы объяснить, тоже рядом не было. В школе было только два кружка: выжигания и фотодело.
Так бы может и остался неучем, если бы в один день не наткнулся на статью в журнале "Юный Техник". Там рассказывалось о том, что можно сделать из одной маленькой радиодетали под названием транзистор:
Далее шло описание семи интересных схем, собранных всего на одном транзисторе. Традиционно статья была дополнена привлекательной иллюстрацией:
Тут же был брошен клич среди друзей и знакомых и вскорости вожделенный транзистор был найден, причем не один, а целых три штуки МП42Б. Кроме этого притащили кучу плат от ламповой техники, чтобы было откуда выдирать резисторы-конденсаторы. Поэтому на всех схемах у нас были огромные резисторы ВС и конденсаторы на 450 Вольт.
Первым мы собрали, конечно же, радиоприемник по схеме номер 3.
Помучились мы с катушкой на антенне, пока правильно настроились на радиостанцию, но приемник все же заработал.
Вторым собрали переговорное устройство (на втором рисунке), а для этого пришлось выклянчить у родителей 3 рубля на вторые наушники ТОН-2. Весомым аргументом в выделении финансирования стал уже собранный приемник-значит у нас получается.
Решили попробовать уже собранные схемы испытать на проигрывателе, но кто нам разрешит лазить внутрь радиолы-там же Пломба! Решение в конце- концов было найдено: мы подключились тонким эмальпроводом на выводы звукоснимателя.
Вы только представьте: дома есть радиола Первого класса, но нам кайфовей было слушать пластинки через самодельный усилитель в наушниках ТОН-2.
Вот "мигалку", по схеме номер шесть, нам очень хотелось собрать, но не удалось: все реле, которые по нашей просьбе нашли друзья, были мощные автомобильные.
Вот с этой страницы журнала и началось моё увлечение радиотехникой. Постоянно засиживался в библиотеке, листая подшивки журналов "Юный Техник", а потом и "Радио", "В помощь радиолюбителю". К окончанию школы я уже был достаточно опытным специалистом. Со всей округи ко мне несли на ремонт бытовую радиоаппаратуру. Ну куда я мог поступить после такой "стартовой площадки", конечно же в радиотехнический факультет.
Такая вот история. Умели же давать детям профориентацию с малых лет. Совершенно ненавязчиво и без огромных бюджетных затрат. источник